(4812) 69-43-43

E-mail: tehnografika@mail.ru

ПроспектГагарина д. 2/10 (Гамаюн)

 

(4812) 69-43-43

8-910-787-43-41

(4812) 46-08-94

8-951-694-08-94

ул. Ново-Московская 2/8, ТРЦ "ГАЛАКТИКА"

E-mail: tehnografika@mail.ru

E-mail:  tehnografika2@mail.ru

Интересные факты

Заголовок

03 декабря 2010г.

 

 

 

 

 

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Магдалина Добровольская
журнал "Русский ювелир", № 4(9), 1998 г.

Помните ли вы, как пушкинская Татьяна, излив в письме к Онегину переполнявшие ее чувства, "сидит с поникшею главой и на письмо не напирает своей печати вырезной "? Не будем гадать, какой была печать девушки, жившей в глухой провинции, а познакомимся с некоторыми образцами личных печатей, хранящимися в Эрмитаже.

По-видимому, прежде чем рассказывать о бытовании печатей в России, нелишне напомнить о том, что история возникновения обычая помечать свою собственность при помощи какого-либо знака, принадлежащего определенному лицу, уходит своими корнями в глубокую древность. Нам известны печати, происходящие из древних государств Двуречья, в Библии упоминается использование личных печатей, в Древнем Египте печатями опечатывались кладовые и зернохранилища, а жрецы опечатывали гробницы фараонов, наивно полагая, что печать может охранить погребение от грабителей. С течением времени печати стали прикладывать к документам вместо подписи, а на самих печатях, кроме изображения, появилась круговая надпись, поясняющая, кому печать принадлежит. Печати изготавливались из разных материалов и имели различную форму, в зависимости от времени их изготовления и вкуса владельца. Так в Древней Греции и Древнем Риме бытовали печати в основном в виде перстней из драгоценных металлов, зачастую со вставками из камня, с гравированным изображением. В средневековой Европе, а впоследствии и на Руси, использовались античные резные камни, которые вставлялись в оправу с надписью имени и титула владельца. Кроме того, печати резались на металле - медных и железных пластинах разного размера и формы. Печати небольшого размера имели обычно ушко, так как они носились на шнурке. С появлением наследных гербов они занимают свое место на печатях. Печати оттискивались на воске, на восковой мастике, а с конца XVII века на сургуче. Печатью (оттиском) на воске и других материалах скреплялись концы шнура, которым был прошит пергамент с текстом. Для того, чтобы печать не нарушилась, ее помещали в деревянную или металлическую коробочку — кустодию. Так же на шнурках крепились и металлические печати из золота, серебра и свинца, в них шнур заклепывался так, как это теперь делается с пломбами, которыми опечатывают ценные грузы, помещения и т. д. Такие металлические печати (свинцовые) были ранними печатями удельных русских князей, и самой первой известной печатью XII века является печать князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. Русские князья, кроме свинцовых "вислых" печатей, пользовались и перстнями с различными изображениями. Известно, что многие князья имели несколько личных печатей в перстнях, и обычай этот перешел и к русским царям — так у Алексея Михайловича в казне хранилось десять перстней с камнями, на которых были вырезаны различные изображения, причем многие из этих перстней перешли к нему по наследству.

Ко времени правления Петра I многие эмблемы, которыми пользовались князья и их потомки, по сути своей превратились в наследственные гербы; кроме того, гербами владели потомки иностранных родов, некогда приехавших на службу к русскому царю. Для упорядочения дел в новом для России институте Петром в 1722 году была учреждена Герольдия.

В 1797 году его правнуком Павлом I было повелено составить в Геролъдии Общий дворянских родов Гербовник, чтобы было известно, какой герб какому роду принадлежит, а также составить верный список, какие роды имеют право получить дипломы и грамоты на дворянское достоинство. Все эти нововведения отразились на печатях, поскольку каждый владелец герба или получивший новый высокий титул заказывал печать, отражающую изменение в его положении; получение наград, изображать которые дозволялось в обрамлении герба, также вызывало к жизни новые печати.

Печати, бытовавшие в России в XVIII - начале XX века, можно разделить на три вида: печати-перстни, печати настольные и печати-подвески, носившиеся на шнурке или цепочке у пояса или при часах; по материалу они делятся на две группы — резанные на металле и на камнях. Печати металлические зачастую делались из одной болванки — и рукоять, и матрица; в этом случае матрица изготавливалась круглой или овальной, а рукоять четырехугольной. Другой тип металлических печатей - матрица металлическая, большей частью стальная, рукоять — деревянная или костяная, соединяющаяся с матрицей при помощи бронзового широкого кольца - шейки. Рукояти придавалась форма гриба - удобная для нажатия на печать. Печати, резанные на камне, либо вставлялись в перстни, либо получали оправу, порой даже золотую или серебряную, и в зависимости от характера этой оправы становились настольными печатями или печатями-подвесками. Кроме того, существовали настольные печати, резанные целиком из камня различных пород. Основными производителями этих печатей в конце XIX - начале XX века были кустари-камнерезы Екатеринбурга и прилегающих районов. Излюбленным материалом для печатей был горный хрусталь и его разновидность — дымчатый кварц, столь богатый самыми необычайными оттенками — от бледно-чайного до почти черного (морион). Наиболее распространенной формой была расширяющаяся кверху каннелированая колонка с плавной шейкой-переходом к круглой матрице внизу, но наша коллекция располагает большим подбором печатей самых разнообразных, порой причудливых, форм, напоминающих вазы с ручками и крышками, иногда огромных размеров, что характерно для печатей начала XX века. Из рук екатеринбургских мастеров и также печати в виде фигурок животных медведей, голов собак, птиц. Из непрозрачных цветных камней первом месте стоит сердолик, издавна считающийся камнем-оберегом. Из него уже в XVIII веке делали матрицы-вставки для всех трех видов печатей, перечисленных выше. За ним следует агат, обладающий разнообразием цвета и использовавшийся для матриц-вставок, так и для целиковых изделий. Яшмы и другие камни использовались в основном для настольных печатей. Изделия камнерезов-кустарей и Урала через скупщиков попадали в ювелирные магазины обеих столиц и других городов, где будущий владелец, выбрав понравившийся экземпляр, мог заказать гравировку своего герба, или вензеля, или любого другого сюжета (например, часто встречаются изображения символов веры, надежды и любви - крест, якорь и пылающее сердце, летящего голубя с письмом и надписью "Поспешай" и другие аллегорические композиции). Кроме того, отдельные ювелирные мастерские имели своих камнерезов, которые выполняли работу по изготовлению печати от начала до конца. Так, фирма Фаберже имела в своем штате первоклассных мастеров, которые резали печати.

Необходимо отметить, что с середины XIX века появляются в России печати из стекла и стеклянной массы, и среди них отметим печати в стиле "миллифиори", производства частных заводов.

Хранящаяся в Эрмитаже коллекция не только интересна подбором печатей с точки зрения разнообразия формы и материала, но и кругом тех лиц, которым эти печати принадлежали.

Одна из печатей XVIII века с изображением герба графов Чернышевых, сопровождаемого фельдмаршальскими жезлами, могла принадлежать одному из братьев - Захару Григорьевичу (1722 - 1784) -президенту Военной коллегии, фельдмаршалу, генерал-губернатору Белоруссии и главноначальствуюшему в Москве, или Ивану Григорьевичу - председателю Адмиралтейств-коллегий с чином генерала фельдмаршала по флоту.

Так же к этому времени относится и печать с гербом Арбеневых, к сожалению утратившая свою оправу. Нам неизвестен владелец этой печати, но герб рода был занесен в I том Гербовника, утвержденный Павлом 1 в январе 1798 года.

Очевидно, на рубеже XVIII и XIX веков стоит печать, принадлежавшая одной из мрачных личностей русской истории — графу А. А. Аракчееву. Будучи сыном обедневшего помещика, не имевшего средств на учебу сына в корпусе, он, благодаря покровительству влиятельных людей, получил возможность поступить в учебное заведение и за успехи в учебе вскоре получил офицерское звание. Рекомендованный наследнику Павлу в качестве артиллерийского офицера, он своей исполнительностью сумел расположить к себе будущего императора, был осыпан милостями и возведен сначала в баронское, а затем в графское достоинство. При Александре I он получает назначение военным министром, затем председателем департамента военных дел в Государственном совете. Его влияние на военные и гражданские дела России было неограниченным, как и его жестокость, почти граничащая с террором. Массивная печать с графским гербом и девизом "Без лести предан, несколько несуразная, представляется вполне соответствующей своему владельцу.

Матрица печати бледно-желтого кварца принадлежала московскому митрополиту Августину Виноградскому, чей вензель запечатлен на гербовом щите вместе с его девизом и атрибутами церковного владыки. Августин известен своим подвигом во время нашествия Наполеона — ему удалось вывезти из Москвы драгоценную утварь московских храмов и он же, после изгнания французов из Белокаменной, освящал все оскверненные неприятелем святыни. Высокообразованный митрополит, обладавший великолепным красноречием, сочинял свои проповеди на латыни, а затем переводил их на русский язык.

Владельцем четырех представленных здесь печатей был польский общественный деятель и композитор Михаил Клеофас Огинский, автор известного полонеза. Печати интересны тем, что они соответствуют определенным этапам жизни их владельца — одна — связана со временем его первой женитьбы и очевидной близостью к масонам (1789 - 1802) и, вероятно, сделана до 1794 года, т. е. до участия Огинского в восстании и последовавшей после этого эмиграции. Возможно, во время пребывания в Париже (1807 - 1810) была изготовлена печать с черной рукояткой и французским клеймом. К началу века можно отнести и аметистовую печать в оправе из золота работы академика П. Е. Доброхотова — редчайший случай для того времени, что известно имя автора печати. Необходимо отметить, что печати Огинского обнаруживают незаурядный вкус их владельца.

Две печати с малахитовыми рукоятями принадлежали одному из представителей полтавского дворянства графу Ивану Федоровичу Паскевичу-Эривалскому, светлейшему князю Варшавскому (1782 - 1856), доблестному участнику войны 1812 года, войны с Персией, в ходе которой он овладел Эриванью (ныне — Ереван) и был назначен главнокомандующим на Кавказе вместо Ермолова. После смерти Дибича участвовал в подавлении польского восстания 1831 года и овладел Варшавой. Был назначен наместником в царство Польское. Интересны печати, принадлежавшие императорам - Александру I — печать-подвесок с вензелем АР, употреблявшаяся для корреспонденции из Царского Села, и три печати Александра П. В 1856 году Александром II был утвержден новый рисунок государственного герба и установлены гербы для всех членов императорского дома в зависимости от степени родства с императором. Две печати, резанные на серебре, с костяными рукоятями, были выполнены в Германии мастером Ф. Бирнбеком и представляют собой изображение Большого государственного герба и личного герба императора, который также изображен на печати ювелирной работы с золотой оправой, в орнаменте которой присутствуют гротесковые маски. Печать брата императора великого князя Михаила Николаевича в виде вазы так же имеет на матрице герб, присвоенный ему как генерал-фельдцейх-мейстеру - с изображением пушечных дул. Печать племянника императора - великого князя Константина Константиновича, известного поэта Серебряного века КР, президента Академии наук, изготовлена, очевидно, мастерами фирмы Фаберже, на что указывает не только высочайший уровень огранки камня, но и тонкая резьба изображения герба, присвоенного внукам императора. Такой же герб имеет печать, владелец которой не установлен, но зато имеется клеймо Ю. Раппопорта, серебряных дел мастера, работавшего на Фаберже. Высоким классом исполнения отличается печать сына Александра IJ - несчастного Никсы, умершего от заболевания позвоночника на руках своей невесты, будущей императрицы Марии Федоровны, а также печать с вензелем НК под императорской короной и миниатюрная печатка с вензелем М под такой же короной. Первая, в виде гриба, принадлежала печально знаменитому своим недостойным поведением брату КР - великому князю Николаю Константиновичу, отправленному для прохождения воинской службы в Туркестан, где в 1918 году его смыло революционной волной, вторая печатка, вероятно, - Михаила Александровича - брата, Николая II.

Владельцем 8 печатей нашего собрания был барон Дмитрий Александрович Бенкендорф (р. в 1845 г.). Окончив Парижский университет, он поступил в Министерство иностранных дел; в 1877 году уехал на войну с Турцией в качестве уполномоченного Красного Креста. По окончании войны удалился от дел и посвятил себя искусству и благотворительности. Был председателем Общества художников-акварелистов и состоял одним из директоров правления Юго-Западных железных дорог. Его современники относились к нему настороженно и даже с неприязнью, хотя признавали в нем талант "быть душой общества". Он был завсегдатаем "малого двора" великого князя Владимира Александровича и его жены Марии Павловны, прочившей Бенкендорфа в президенты Академии художеств, что вызвало бурный протест многих высокопоставленных особ. Александр III относился к нему с недоверием и был против того, чтобы ему дали придворное звание. Как говорит о нем А. Н. Бенуа, известный деятель "Мира искусства", он обладал определенным природным вкусом, который толкал его на коллекционирование, благодаря чему квартира его была одной из самых изящных в Петербурге. Об этом вкусе свидетельствуют и все печати - две из них имеют на матрице баронский герб владельца, одна — его факсимиле, остальные - вензель ДВ в разных переплетениях.

Отметим, что одна печать имеет клеймо мастерской Э. Коли на, работавшего на Фаберже, а другая выполнена в Париже в мастерской знаменитого ювелира Лалика, о чем свидетельствует авторская подпись.

Какую же из предложенных печатей выберет читатель для Татьяны Лариной?

Оттиск печати с гербом Арбеневых

Серебряная матрица печати Александра II (Ф Бирнбек. Германия).

Печати барона Д.А. Бенкендорфа
(фирма Фаберже, голова орла - Франция).

Печати М.К. Огинского
(академик П.Е. Доброхотов).

Печати работы кустарей-камнерезов Екатеринбургской губернии

Печати с мозаичными рукоятями (Чехия). Печать с рукоятью из янтаря.

Печати великих князей Романовых.
(Ю Рапопорт, фирма Фаберже).

Печати из яшмы, сердолика, агата различной формы

Печать с гербом графов Чернышевых, рескрипт Екатерины II и конверт, скрепленный ее печатью

Печати с матрицами из сердолика, агата и гелиотропа

 

Источник статьи

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТОЛЮМЕНЕСЦЕНТНЫЕ

ПЛАНЫ ЭВАКУАЦИИ от 800 р.